Резьба по ганчу — уникальный и древний вид ремесла в Узбекистане. Первые архитектурные памятники, которые были украшены резьбой, отлично сохранились до наших дней, поэтому если планируете поездку в Узбекистан — обязательно посетите их. Одна из таких достопримечательностей — дворец Варахша (находится в 30 км от Бухары).
Что такое ганч
Ганч — вяжущий материал, в составе которого есть гипс и глина. Когда-то давно этот материал использовался при отделочных работах стен домов и дворцов, а некоторые даже использовали ганч как раствор для сцепления кирпичной кладки. Проще говоря, ганч — это обычный алебастр.
Ремесленники Узбекистана проявили фантазию и воспользовались тем, что ганч застывает медленно и поддается обработке, а когда застыл — становится довольно крепким. Резьба по ганчу быстро набрала немалые обороты и служила изысканным украшением дворцов и мечетей.
История ремесла
Согласно историческим данным, резьбой по ганчу занимались поселения еще до нашей эры, когда не было самого Узбекистана. Уже тогда алебастр использовался как строительный и декоративный материал.
Пик популярности ремесла произошел в XVII-XIX веках нашего столетия. Узорами украшали не только внешние части построек, но и внутренние части комнат. В период этих веков появились новые способы и разновидности резьбы.
Вот еще один интересный факт: в начале XX-го века была традиция, согласно которой все мастера по резьбе проживали в отдельных кварталах города. И нет, это не наказание: они селились в отдельных районах, чтобы не отвлекаться на бурную жизнь города и сосредоточиться над созданием новых уникальных узоров. Именно жители этих кварталов (их называют «махалли») придумали множество способов обработки ганча: плоскорельефную, плоскую резьбу, резьбу с прорезями для зеркал.
Самые яркие примеры резьбы по ганчу — Музей искусства, драматический театр им. Хазмы, театр музыкальной комедии им. Мукими, а также некоторые станции ташкентского метрополитена
Подробности работы с ганчем
Думаете резьба по ганчу — легкое дело? Вы ошибаетесь. Чтобы создать настоящий шедевр, мастер проводит различные подготовительные работы: очищает материал, обжигает его, замешивает необходимые компоненты.
Далее мастер наносит на «полотно» (стену, на которой планируется резьба) два слоя раствора. Первый слой должен застыть, а вот второй — должен долго сохранять свои мягкие свойства. После нанесения второго слоя ремесленник переносит картинку с бумаги на стену и начинает вырезать орнамент.
Чтобы резьба по ганчу была аккуратной и красивой, мастер использует:
- специальный скальпель;
- нож;
- скребки.
Когда картинка полностью перенесена на стену, мастер переходит к заключительному этапу — окрашиванию орнамента с помощью красок и оттенков.
Кстати, существуют разные методики для резьбы. Основные из них:
- пах-пардоз (включает высечение рельефа с четкими гранями);
- табака-пардоз (узоры включают изображение лепестков цветов);
- чока-пардоз (каждый элемент узора углубляется).
Самое ценное — эскизы орнамента
Кроме инструментов для резьбы по ганчу, у каждого мастера есть набор уникальных узоров. С момента появления ремесла мастера старались придумать неповторимые шаблоны орнамента, а самые лучшие — хранили всю жизнь и передавали своим наставникам. Элементами узоров служили геометрические фигуры и растительность. Опытный мастер комбинировал несколько стилей, фигур и способов резьбы, и как результат — создавал картинку, непохожую на другие.
Мастер всегда обучал своих или соседских детей, поэтому через некоторое время появлялись целые династии мастеров и села, которые создавали эскизы в одном стиле.
Популярность резьбы в наши дни
Сегодня резьба по ганчу не менее популярна. Мастера до сих пор украшают узорами театры, гражданские постройки, музеи и другие здания. Чтобы увидеть самые масштабные узоры на постройках, отправляйтесь в крупные города Узбекистана: Бухару, Самарканд, Фергану.
В наши дни узорами покрываются не только стены домов. Узоры можно встретить на настольных лампах торшерах, бра, и других предметах обихода.