Узбекские ковры

25.04.2018
Узбекские ковры

Ковёр – это один из обязательных и незаменимых атрибутов узбекских жилищ. Ковроделие как искусство ручной работы, зародилось здесь много веков назад, и продолжая традиции тех времен, ткачеством ковров и по сей день занимаются женщины. Отбирается только лучшая весенняя шерсть овец, которая далее подвергается обработке. Чем плотнее ковёр, тем ценнее работа. В самых дорогих и качественных коврах на квадратный сантиметр может приходиться более сотни узелков, из которых и строится весь рисунок узора ковра. Национальные мотивы – неотъемлемая часть орнамента ковров.

Наряду с функциональными преимуществами ковров, таких как утепление домов, стоит и их эстетическая сторона, ведь ковры обычно располагают на самых заметных местах жилища, стенах и полу, в качестве декора.

Различают 3 вида ковров:

  • Джульхирс – этот вид ковроткачества большей частью распространен в Самарканде. Для его изготовления используется длинный ворс.
  • Гилям – такие ковры в основном встречаются в Бухаре и ткутся из короткого ворса.
  • Палас – это ковер из хлопка, шерсти или кенафа. В свою очередь подразделяется на несколько видов: Терма, Кошма, Араби и Гажари.

Паласы, изготовленные в Бухаре, отличаются прочностью и интересным рисунком в красных, жёлтых или светлых тонах, близких к белому. В Сурхандарье же паласы выглядят иначе, рисунок представляет собой геометрические узоры в двухцветной гамме, техника «гажари» и «терма», а из шерстяных нитей изготавливают паласы «афгани». Техника «араби» так же отличается от остальных тем, что в ней узор представляет собой крупные фрагменты из ярких и белых цветов.

Существуют орнаменты ковров в разных тонах, и тёмных, и светлых, а в зависимости от угла обзора может меняться ещё и оттенок фона. Самым популярным ковром Узбекистана считается Гилям. Ворс здесь очень короткий и чаще всего, не более пары миллиметров, окрашенный специальными красками, которые не теряют цвет от времени, а даже наоборот, набирают яркость.

История узбекского ткачества

Один из исторических фактов гласит, что сам Марко Поло, побывавший в Азии в 13 веке, отзывался об узбекских коврах весьма лестно, оценив их высокое качество. Таким образом, сложно точно определить дату начала изготовления ковров в Узбекистане, но с точностью можно называть период до 13 века.

В Cредней Азии спрос на ковры существовал всегда. Чем богаче человек, тем больше ковров было в его жилище. Бухарские эмиры отличались особой тягой к коврам. Потому наиболее популярным подарком у них считался ковёр. Чем старше ковёр, тем выше его ценность. По этой причине появилось много нелегальных мастерских, выпускавших подделки ковров, которые искусственно старили, для повышения цены. Ковры, вручную сотканные несколько веков назад, считались чуть ли не магическими, им приписывалось множество свойств оберегов. А орнаменты, украшавшие их, состояли из символов и знаков, которым так же приписывалось магическое значение.

Так же существовали секреты изготовления красителей для пряжи, из которой ткали ковры. Ковровщицы готовили краску из природных ингредиентов, смешивая или выделяя цвет. Красный цвет выделяли из экстракта морены, синий из индиго, многие другие цвета изготавливали из отваров растений и деревьев, дуба, ореха.

Процесс изготовления

Одним из древнейших ручных изделий класса ковров принято считать Кошму. С давних времен люди обратили внимание на то, что шерсть домашнего скота обладает хорошей теплоизоляцией и износоустойчивостью. Так из шерсти верблюдов и овец стали изготавливать подстил-кошму.

Процесс изготовления, на первый взгляд, не такой сложный, как может показаться. Но на самом деле, крайне трудоёмкий и кропотливый. Шерсть овцы или верблюда собирают в большом количестве и перед тем, как преступить к ткачеству, взбивают от пыли и крупного мусора, а затем тщательно моют и высушивают. После укладывают равномерным слоем на гладкую поверхность, которой может служить плетёное покрытие из тростника или уже готовая кошма, прошедшая все этапы обработки. После укладки шерсти и распределения её по поверхности покрытия, слегка смачивают водой и затем скатывают в рулон, перевязав верёвкой. Далее процесс может показаться забавным, но это необходимая процедура, свёрток женщины пинают и валяют определённое время, то подкидывая, то гоняя его по полу.

После таких процедур свёрток разматывают, еще раз смачивают и накручивают на деревянный кругляк, а затем продолжают его валять, прессуя сваляную шерсть. Необходимо плотно раскатать шерсть, чтобы она не разваливалась при использовании кошмы. Чем плотнее кошма – тем она ценнее. Встречаются как серая или черная кошма, по цвету шерсти, так и цветные, когда шерсть предварительно окрашивается.

У каждого региона свои особенные отличительные черты ковров. Бухарские просто пестрят яркими орнаментами и отличаются весьма большими размерами, тогда как в Самарканде ткут ковры с лаконичными и четкими рисунками с преобладанием красных, черных и синих цветов. Андижанские же ковры отличаются красно-синим рисунком с крупными полосами и орнаментированной каймой. Ферганские мастера украшают ковры узором в виде вазы с цветами, и называют свои ковры “кашгарскими”, чествуя тем самым Синцзян-Узбекские отношения. Хивинские мастерицы украшают ковры орнаментами в виде растительности, а жительницы прибрежных районов Амударьи украшают изображениями вытых рогов и оберегов «тумор», символизирующих их связь с историческим прошлым кочевой жизни.

Цех по изготовлению узбекских ковров

Первенство среди центральноазиатских ручных ковров уверенно держат золототканые и шелковые ковры. В древности, право изготовления таких ковров было только у мастерских при дворцах эмиров и ханов. Такие ковры стоили очень дорого и могли украшать только дворцы, а также использовались в качестве подарка знатным гостям. На сегодняшний день существует несколько крупных ткацких мастерских в Самарканде, Бухаре и Хиве. В крупной Самаркандской мастерской трудится более четырёх сотен ковровщиц, что в месяц выпускают порядка сорока ковров из шелка. Эта мастерская достаточно излюбленное место посещения туристов. Работа крайне кропотливая, требующая от мастерицы усидчивости, аккуратности и точности, так как на завершение одного ковра тратится от полугода до года, в зависимости от размеров.

Будет интересно: Ювелирные изделия Узбекистана

 

Сегодня ковры, которые раньше украшали исключительно дворцовые помещения, можно не только рассмотреть и потрогать руками, но и приобрести на выставках и торговых рядах ремесленников. В Самарканде самая крупная выставка шелковых ковров находится на площади Регистан, в самом центре города. В Бухаре же ковры можно приобрести в лабиринтах торговых куполов. Ковры попроще, и менее дорогие продаются на всех рынках Узбекистана, и они не менее разнообразны в своём исполнении и в яркости красок. Потому на любой бюджет каждый турист сможет подыскать подходящий вариант ковра, который потом будет напоминать ему о теплоте азиатского солнца, дружелюбии народа и замечательно проведённом времени в Узбекистане.

 

EN
Заказать звонок

Заказать звонок

Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время
Обратный звонок RedConnect