Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Дворец Нуруллабай

Дворец Нуруллабай — фото 1

Дворец Нуруллабай расположен на территории Дишан-Калы, внешней оборонительной части старой Хивы. О великолепии этой достопримечательности было известно на всей Руси, кроме того, в строительстве дворца принимали участие как русские мастера, художники и архитекторы, так и немецкие специалисты. Это одна из причин, по которой дворец разительно отличается от других таких же строений, возведённых за всю историю Востока.

Застройка внутренней крепости — Ичан-Калы — осложнялась ограниченным пространством на территории и постепенно застраивать дворцами и другими значимыми строениями начали Дишан-Калу.

Сейид Мухаммед-хан распорядился выстроить дворец для приёмов высокопоставленных лиц на территории сада местного жителя Нуруллабая. Сад был красив, известен и занимал значительную территорию.

Решено было поступить справедливо — выкупить сад у владельца. Мухаммад Рахимхан II, сын Сейида Мухаммад-хана, правивший в тот период, договорился с купцом Нуруллабаем о продаже сада. Тот поставил лишь одно условие — название сада должно сохраниться, ведь оно было известным в народе. Хан согласился и сдержал слово.

Дворец Нуруллабай — фото 2

Во дворце был отгороженный участок, где разместили гарем сына правителя. Из-за высокой стены к нему было не подступиться любопытным. Во дворце имелись личная охрана, конюшня, и более сотни помещений, включая комнаты для отдыха слуг. Там же были приёмная, канцелярия, стояли камины, которые сюда привезли из России. Огромные зеркала по главному залу практически достигали потолка.

Исфандиярхан II внёс некоторые изменения в план дворца и достроил его по своему вкусу. Главной задачей здания стала организация в нём важных церемоний и встреч. В тот же период в Хиве велось строительство больницы и здания телеграфа, отчего казна и так уже почти иссякла.

Но хан был категоричен, и к 1913 году ханская приёмная была достроена. Здание добротное, из жжёного кирпича. Крыша крыта листовым железом. Большинство деревянных конструкций —двери, оконные рамы и паркетный пол — стали заслугой немецких мастеров, которые в тот период проживали в 15 километрах от города.

Дворец Нуруллабай — фото 3

Оформление потолка и стен — совместная работа узбекских и русских мастеров. Гипсовые узоры были искусно изготовлены местными специалистами, а вот художественное оформление — работа рук мастера Ваисяза Маткаримова и русских художников.

В ярком восточном декоре и узорах впервые появились цветы с ангелами. Один из залов и сама приёмная украшены позолотой и геометрическими узорами. Карнизы, обрамляющие потолки помещений, были доставлены прямиком из России.

С момента установления советской власти в Хиве город был электрифицирован. В этот период дворец служил домом правительства. Позже в этом был организован музей, проводилась просветительская работа. Сегодня музей пережил реставрацию и вновь открыт для туристов в воссозданном первозданном виде. Богатое убранство, смешение русской и узбекской культур, впечатляющие масштабы работы мастеров, инкрустации драгоценными камнями и всё то, ради чего были потрачены средства из ханской казны, доступно для ознакомления каждому.

Canaan Travel приглашает каждого путешественника посетить сказочный Узбекистан и один из его великих городов — Хиву.

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Nurullaboy Palace

Nurullaboy Palace — photo 1

Nurullaboy Palace is located on the territory of Dishan-Kala, the outer defensive part of old Khiva. The splendor of this sight was known all over Russia, and also, Russian masters, artists, and architects, as well as German specialists took part in the construction of this Palace. This is one of the reasons why the palace is strikingly different from other similar buildings erected in the history of the East.

The construction of the inner fortress, Ichan-Kala, was complicated by the limited space, so the construction of palaces and other significant buildings gradually began on the territory of Dishan-Kala.

Seyid Muhammad Khan ordered to build a palace for receptions of high-level officials in the garden of a local resident Nurullaboy. The garden was beautiful, famous, and occupied a large territory.

It was decided to act fairly – to buy the garden from the owner. Muhammad Rahim Khan II, son of Seyid Muhammad Khan, who ruled at that time, agreed with the merchant Nurullaboy to sell the garden. He set only one condition – the garden’s name must remain because it was known to the people. The Khan agreed and kept his word.

Nurullaboy Palace — photo 2

In the palace, there was an enclosed area where the harem of the ruler’s son was located. Because of the high wall, curious passers-by couldn’t approach it. The palace had a personal guard, stables, and more than a hundred rooms, including rooms for the rest of the servants. There was also a reception room and chancellery; there were fireplaces brought here from Russia. Huge mirrors in the main hall almost reached the ceiling.

Isfandiyar Khan II made some changes to the plan of the palace and completed it to his liking. The main purpose of the building was to organize important ceremonies and meetings in it. During the same period, a hospital and a telegraph building were under construction in Khiva, so the treasury was already almost depleted.

But the Khan was adamant about it, and by 1913 the Khan’s reception was completed. The building is solid and made of burnt bricks. The roof is covered with sheet iron. Most wooden constructions, such as doors, window frames, and parquet floor, became the merit of German masters, who lived 15 kilometers away from the city at that time.

Nurullaboy Palace — photo 3

Ceiling and wall decoration is a joint work of Uzbek and Russian craftsmen. Local specialists skillfully made the gypsum patterns, and craftsman Vaisyaz Matkarimov created the artistic design in cooperation with Russian artists.

Flowers with angels appeared in the bright oriental decor and patterns for the first time. One of the halls and the reception are decorated with gold and geometric patterns. The curtain rails framing the ceilings of the premises were delivered directly from Russia.

After the establishment of Soviet power in Khiva, the city has been electrified. During this period, the palace served as a government house. Later on, a museum was organized, and educational activities were carried out there. Today the museum has undergone restoration and is again open for tourists in its recreated original form. Rich decoration, a mixture of Russian and Uzbek cultures, the impressive scale of craftsmen work, inlays with precious stones, and all that was paid from the Khan’s treasury, is now available for everyone to see.

Canaan Travel invites every traveler to visit fabulous Uzbekistan and one of its great cities, Khiva.