Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Медресе Кутлуг-Мурад-Инак

Медресе Кутлуг-Мурад-Инак — фото 1

Медресе Кутлуг-Мурад-Инак расположилось рядом с воротами Палван-Дарваза. Построено оно было в 1809 году в период правления Мухаммад Рахимхана под руководством его младшего брата Кутлуг Мурада инака.

Начало благоустройства Хивы, положенное Аллакулиханом, оказало большое влияние на градостроительные планы в последующие годы. Восточному миру предстало медресе, конструктивно отличавшееся от привычных строений подобного характера. Хивинские мастера ранее не строили двухэтажных медресе и потому за основу взяли конструкцию Бухарского медресе Абдулазизхана. Однако достопримечательность лишь частично напоминает бухарский прообраз. Мастера усовершенствовали некоторые конструкции и внесли свои изменения в оформление.

Частично упростив конструкцию, архитекторы сэкономили средства. Медресе лишено привычных айвана во дворе и помещений над порталом. Зато сами порталы украшены хивинскими узорами, что не встречалось ранее в подобной архитектуре. С восточной стороны была расположена мечеть, а над ней балхона на уровне со вторым этажом худжр.

Северные и южные надстройки над порталами шире других. Таким образом мастера сумели создать чередование архитектурных элементов, оживив привычную строгую геометрию. Богато украшенный фасад — глянцевая майолика на нём и на угловых башнях, отделка ганчем (резным гипсом) — ещё больше придают торжественный вид медресе.

Медресе Кутлуг-Мурад-Инак — фото 2

Внутри медресе всё оформлено строго, без излишеств. Мечеть и учебное помещение не имеют ярких элементов, зато их деревянные двери — настоящее произведение искусства. То же можно сказать и о дверях главного входа. Худжры, расположенные на двух этажах, имеют внутри подобие второго яруса, своего рода полки для хранения продуктов, посуды, учебников и любых необходимых предметов быта.

Существует легенда, Что Кутлуг-Мурад попросил похоронить его у входа в медресе. Кладбище находилось за пределами крепости, и традиционно в черте города людей не хоронили. Однако в дань светлой памяти уважаемого человека духовенство со старейшинами нашли способ выполнить предсмертную просьбу и соблюсти традиции хоронить за городом.

Часть стены крепости, находившаяся вплотную к территории медресе, была разрушена. Благодаря этому двор медресе оказался с выходом за город и вошёл в состав стены Дишан-Кала. Оттуда тело усопшего правителя было внесено и похоронено у входа в медресе. Немногим позже стена была восстановлена.

По сведениям из документа 1858 года, в медресе обучалось 95 студентов под чутким руководством двух преподавателей. Имелись штатные цирюльник, уборщик, муэдзин, имам и руководитель медресе — мутевелли. По итогам обучения студенты сдавали экзамен специальной комиссии, которую иногда возглавлял сам хан. Учиться в этом месте считалось престижным, а уровень образования в медресе был очень высоким. Сегодня на территории находятся ремесленные мастерские, проводятся различные выставки.

Отдых в городах Узбекистана — уникальная возможность прикоснуться к настоящей восточной сказке. Туроператор Canaan Travel организует для вас идеальное путешествие в исторические города Средней Азии!

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Kutlug Murad Inak Madrasah

Kutlug Murad Inak Madrasah — photo 1

Kutlug Murad Inak Madrasah is located next to Palvan-Darwaza Gate. This attraction was built in 1809 during the reign of Muhammad Rahimhan under the leadership of his younger brother Kutlug Murad Inak.

The beginning of Khiva’s improvement, laid by Allakulikhan, had a significant impact on urban planning in the following years. The Eastern world saw a madrasah that differed constructively from the usual buildings of this type. The craftsmen of Khiva had not built two-storied madrasahs before, so they took the construction of Bukhara Abdulazizkhan Madrasah as a basis. However, the sight only partly resembles the Bukhara prototype. The craftsmen have improved some structure and made changes in the design.

By partially simplifying the structure, the architects saved money. Madrasah doesn’t have the usual iwan in the yard and the premises above the portal. On the other hand, the portals themselves are decorated with Khiva patterns, which has never been seen before in such architecture. On the eastern side there was a mosque, and above it, a balkhona (veranda) on the level with the second hujra floor.

The northern and southern superstructures above portals are wider than others. Thus, the masters managed to create an alternation of architectural elements and revive the usual strict geometry. Richly decorated facade with glossy maiolica on it and the corner towers, as well as carved gypsum finishing, gives an even more solemn appearance to the madrasah.

Kutlug Murad Inak Madrasah — photo 2

The inner part of the madrasah is decorated strictly and without excesses. The mosque and the study room have no bright elements, but their wooden doors are a real work of art. The same can be said about the doors of the main entrance. Hujras, located on two floors, have a similarity to the second tier inside, are a kind of shelves for storing food, dishes, textbooks, and any necessary household items.

There is a legend that Kutlug Murad asked to be buried at the entrance to the madrasah. The cemetery was located outside the fortress, and traditionally people were not buried within the city limits. However, in tribute to the memory of the respected man, the clergy and the elders found a way to fulfill the dying wish and observe the traditions of burying outside the city.

Part of the fortress wall, which was located close to the madrasah, was destroyed. Thanks to this, the yard of the madrasah turned out to be outside the city and became part of the Dishan-Kala wall. From there, the deceased ruler’s body was brought in and buried at the entrance to the madrasah. A little later, the wall was restored.

According to a document from 1858, 95 students studied in the madrasah under the proper guidance of two teachers. There was a barber, a janitor, a muezzin, an imam and the head of a madrasah – a mutevelli. As a result of training, students took the exam in front of a special commission, sometimes headed by the Khan himself. Studying in this place was considered prestigious, and the level of education in the madrasah was very high. Today, visitors can find craft workshops and various exhibitions there.

Vacation in the cities of Uzbekistan is a unique opportunity to become acquainted with the real Oriental fairy tale. Canaan Travel will organize an ideal visit to the historical cities of Central Asia for you!