Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Ансамбль Ходжи-Ахрара

Ансамбль Ходжи-Ахрара — фото 1

Ансамбль Ходжи-Ахрара в Самарканде особо почитаем среди последователей суфийского течения, Ходжа-Ахрар. Орден Накшбандия был очень влиятельным в мусульманских кругах и известным далеко за нынешними пределами Узбекистана.

Ходжа-Ахрар был одним из тех людей, кто обладал особым даром вдохновлять людей. Многие правители его времени почитали его как духовного наставника, часто руководствуясь в своих действиях его мудростью. Благодаря ему в царстве Мавераннахр были отменены непомерные налоги, также он стал миротворцем, избавив от жестокого кровопролития враждовавших в то время правителей Ташкента, Ферганы и Самарканда. Он же начал строительство нескольких культовых комплексов.

В 1490 году Ходжи-Ахрар умер, его останки были захоронены близ Самарканда в стенах им же отстроенной ханаки. С того момента сюда потянулись паломники, превратив его в место поклонения. На могиле была установлена белая мраморная плита с нанесённой на ней эпитафией — надгробной поэтической надписью.

Ансамбль Ходжи-Ахрара — фото 2

Спустя время могила была дополнена строениями по приказу правителя XVI века Надир-Диван-Беги. Кроме хауза, посреди двора и ханаки появились летняя мечеть, медресе, ещё один айван. Комплекс стал значительно больше по размерам и смог вместить большое количество людей.

Со всеми пристройками, которые были выполнены в своих особенных формах и стандартах, отличающихся друг от друга, зодчим удалось создать цельную картину архитектуры. Это один из тех редких случаев, когда асимметрия в формах и различие в оформлении в конечном результате выглядят прекрасно.

В конце XIX века землетрясение сильно повредило конструкции. Были обрушены части комплекса, главный портал сильно накренился, и обсыпалась отделка фасадов и внутренней части зданий. Крупные трещины образовались в стенах во многих местах. Очередная реконструкция была проведена в широких масштабах в начале XX века.

Ансамбль Ходжи-Ахрара — фото 3

В процессе реставрации было добавлено несколько строений, среди которых минарет и ещё один айван, поддерживавшийся колоннами. Была восстановлена несущая часть строений, орнамент на стенах портала. Иногда комплекс Ходжи-Ахрара называют «зеркалом Шердора» из-за схожести рисунков, украшающих главный вход обоих строений. Это львы, зеркально расположенные по обе стороны стрелки потолка портала.

Сегодня Самарканд разросся, и ансамбль Ходжи-Ахрара находится в черте города. Дорогу к этой достопримечательности может показать любой житель. Реставрация была выполнена очень качественно, восстановлена каждая деталь. Так же, как и раньше, паломники съезжаются с разных уголков планеты к этому месту, чтобы помолиться. Привлекает ансамбль и туристов, любящих красивую архитектуру и восточный колорит.

Хотите, чтобы ваш отдых стал незабываемым? Ждём вас в Canaan Travel!

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Khodja Akhrar Ensemble

Khodja Akhrar Ensemble — photo 1

The Khodja Akhrar Ensemble located in Samarkand is especially revered by Sufi adepts. The Naqshbandiyah order was very influential in Muslim circles and was known far beyond the present borders of Uzbekistan.

Khodja Akhrar was a person with a special gift: the ability to inspire other people. Many rulers of his time respected him as a spiritual guide, and their actions were often inspired by his wisdom. Thanks to him, exorbitant taxes were abolished in the kingdom of Maverannahr; he also became a peacemaker when saved the rulers of Tashkent, Fergana, and Samarkand, who had a feud at that time, from the cruel bloodshed. He also initiated construction of several religious complexes.

In 1490, Khodja Akhrar died, and his remains were buried near Samarkand within the walls of the khanaka he had built. Since then, that place started attracting pilgrims who turned it into a place of worship. A white marble tomb bearing an epitaph — a headstone poetic inscription — was installed on the grave.

Khodja Akhrar Ensemble — photo 2

After a while, some attractions were added to the burial place by the order of Nadir Divan-begi, the ruler who lived in the 16th century. In addition to a haouz, they constructed a summer mosque, a madrassah and another iwan in the middle of the courtyard and khanaka. The complex became much bigger and was able to accommodate a large number of visitors.

With all the annexes having their own varying special forms and standards, the architects managed to create a harmonious architectural ensemble. It is one of these rare cases when asymmetric shapes and different design in the end look great.

In the late 19th century, the buildings were severely damaged by an earthquake. Parts of the complex collapsed, the main portal tilted badly, and facade and interior finish fell down. In many places, there were large cracks in the walls. Another large-scale restoration was carried out in the early 20th century.

Khodja Akhrar Ensemble — photo 3

During the restoration process, several buildings were added, including a minaret and another iwan supported by pillars. The load-bearing parts of the buildings and the ornament on the walls of the portal were restored. Sometimes the Khodja Akhrar complex is called the “the mirror of Sherdor” due to the similarity of the drawings adorning the main entrances of both buildings. They show lions located on the both sides of the arch rise of the portal’s ceiling.

Today Samarkand has grown, and the Khodja-Akhrar Ensemble is located within the city. Every local resident can show you the way to this landmark. The restoration was carried out very scrupulously, each detail has been restored. Just like before, pilgrims from around the globe come to this place to pray. The ensemble also attracts tourists who like beautiful architecture and oriental flavour.

Do you want to spend an unforgettable visit to Uzbekistan? We are waiting for you at Canaan Travel!