Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Ханака Кырк-Кыз

Ханака Кырк-Кыз — фото 1

Крепость Кырк-Кыз, название которой переводится как «сорок дев» (не путать с Кырк-Кыз-Калой), расположена в 3 километрах от Термеза. Считается, что отстроена она была саманидским правителем в стороне от населённых пунктов для уединения и отдыха, так как он любил проводить время в тишине, вдали от городской суеты. Однако, судя по масштабам и очертаниям руин, тихо тут совсем не было. Возведено строение было примерно в IX-X веках нашей эры.

Это была большая территория, на которой находились все основные здания и небольшая площадь в центре. Коридоры крепости пересекаются крестом, все они выводят во внутренний двор. Также имелось ещё одно помещение, назначение которого остаётся под вопросом. Предполагается, что это могла быть гостиная. Массивные стены в 54 метра длиной по каждой стороне имели зубчатую форму вершины. По углам стрелковые и наблюдательные башни. Местами сохранились фрагменты затейливой росписи помещений, однако всё настолько сильно разрушилось, что глаз не сразу способен распознать их.

Ханака Кырк-Кыз — фото 2

Сводчатые проходы в форме арок сложены затейливым рисунком кирпича, довольно разнообразно и интересно. По поводу внутреннего двора учёные расходятся во мнениях. Одни считают, что некогда его покрывал огромный купол, который разрушился со временем, другие — что он всегда был открытым.

Интересна достопримечательность ещё и легендами, сложенными о ней. Одна из легенд гласит, что в стенах крепости проживали 40 девушек, имевших хорошую военную подготовку. Они были стройны, красивы, хорошо управлялись с оружием и успешно держали оборону крепости долгое время. Предводительницей была девушка по имени Гаухар, самая искусная воительница из всех. В один из дней войска неприятеля подошли к стенам крепости, завязалась кровавая битва. 40 дней девы держали оборону, но неприятель был силён, войско его многочисленно, а помощь всё никак не подоспевала. Одна за одной погибли все соратницы Гаухар. Но она продолжала сражать стрелами врагов до тех пор, пока запас стрел не иссяк. Тогда она вышла из ворот крепости лицом к лицу против неприятеля и крикнула: «Кроме меня, больше никто не выжил в битве. Требую на бой вашего лучшего воина, и пусть исход боя решит всю эту битву.

Ханака Кырк-Кыз — фото 3

Пока предводитель решал, кого же из бойцов выставить против Гаухар, обессиленная девушка пошатнулась, шлем упал с её головы, а пышные волосы рассыпались по плечам. Громкий возглас прокатился по рядам неприятеля, когда бойцы узнали, что всё это время против них сражались девушки. Тогда изумлённый предводитель слез с коня, подошёл к Гаухар и поцеловал ей руку. Не ожидал он, что среди девушек могут быть настолько искусные воины, с которыми не сравнится ни один его боец. Он развернул своё войско и увёл его прочь. Город был спасён, а чуть позже подоспела помощь.

По другой версии легенды, после долгой осады враг сумел пробраться внутрь крепости. В тот самый момент, когда враги окружили девушек, они вознесли руки к небу и стали молить небеса о спасении. В тот же миг они превратились в 40 белоснежных птиц и, взмахнув крыльями, скрылись в небесной синеве. Враг так и остался стоять в растерянности, переводя взгляд с пустого неба на военную амуницию, оставшуюся на месте девушек.

Canaan Travel приглашает вас посетить Узбекистан, страну, славящуюся своими уникальными историческими памятниками и неповторимым духом сказочного Востока.

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Khanaqah Kyrk-Kyz

Khanaqah Kyrk-Kyz — photo 1

The Kirk-Kyz fortress, which means “forty maidens” (not to be confused with Kirk-Kyz-Kala), is located 3 kilometers from Termez. It is assumed that it was built by one Samanid ruler away from the settlements for privacy and rest, since he liked to spend time in silence, far away from urban noise and bustle. However, as it can be judged by the scale and shape of the ruins, there was not quiet at all. This structure was erected approximately in 9-10 centuries A.D.

It was a large area, on which all main buildings and small square in its center were placed. The corridors of the fortress are crossed and all of them lead to the courtyard. There was also another premise, which purpose remains to be seen. It is assumed that it could be a living room. Massive 54-meter long walls on each side had a jagged upper part. There are archer and observation towers at the corners. In some places, fragments of the intricate painting of the premises have been preserved, but everything was destroyed so badly that it is hard to recognize them immediately.

Khanaqah Kyrk-Kyz — photo 2

The vaulted archwise passages are formed from an original brick pattern, which is quite diverse and interesting. Scientists disagree about the courtyard. Some assume that it was once covered by a huge dome, which collapsed over time, while others believe that it was always open.

The attraction is also interesting with related legends. One legend says that once 40 girls with good military training lived in the walls of this fortress. They were slender, beautiful, knew how to handle arms and successfully held the fortress for a long time They was lead by a girl named Gauhar, the most skilled warrior among them all. One day the enemy troops approached the fortress, and then there was a cruel battle. For 40 days girls held the fortress, but the enemies were strong, their army was numerous, and the help did not come up in any way. One by one, all companions of Gauhar died. But she continued to kill enemies with her arrows until no arrows left. Then she came out of the fortress gate face to face against the enemy and shouted: “No one else survived the battle but me. I wish to fight with your best warrior, and let this combat outcome the whole battle.”

Khanaqah Kyrk-Kyz — photo 3

While the leader was deciding which of his warriors would fight Gauhar, the destitute girl reeled, then helmet fell from her head, and the lush hair crumbled on her shoulders. A loud exclamation of surprise swept through the enemy lines when the warriors found out that all this time they were fighting against girls. Then the amazed enemy leader got off the horse, went to Gauhar and kissed her hand. He did not expect that these girls could be such skilled warriors which not a single soldier from his army could not match with. He deployed his army and took it away. The city was saved, and a help arrived a bit later.

Another version of this legend says that after a long siege the enemies managed to get inside the fortress. And just when the enemies surrounded the girls, they raised their hands to skies and began to pray heaven for salvation. At the same moment, they turned into 40 snow-white birds and, waving their wings, vanished in the skies. The enemies remained confused, shifting their gaze from the empty sky to the military ammunition left in the place where the girls recently stood.

Canaan Travel invites you to visit Uzbekistan, a country famous for its unique historical monuments and unique spirit of the fabulous East.