Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Дишан-Кала

Дишан-Кала — фото 1

Дивная Хива, город-музей, всегда была разделена на две части — Ичан-Калу и Дишан-Калу. Ичан-Кала — это внутренняя часть города, расположившаяся внутри Дишан-Калы. И если внутренняя часть во многом сохранила свой изначальный вид, то от внешней осталась лишь небольшая часть, а среди величественных ворот до наших дней дошли только три: Кош-Дарваза, Хазарасп-Дарваза и Гандимьян-Дарваза.

Всего врат в прошлом было 10. Названия ворот указывали на то, с каким городом связана эта дорога из Хивы:

  • Гандимьян — небольшое поселение неподалёку от Хивы. В советское эти время ворота были снесены, а на их месте был построен завод по очистке хлопка;
  • Гадайлар — маленькая махалля поблизости (небольшой сход местных жителей);
  • Кош-Дарваза — дорога в Ургенч. Название своё врата получили из-за своей двойной конструкции — «кош» переводится как брови. Расположены они с севера. Построены были на заре XX века. Имеют цилиндрические башни и зубчатую стену сверху. Ворота были серьёзным укреплением, по обе стороны от них располагались служебные помещения. Фасад имел мозаичный орнамент на башнях, а купола были окрашены в голубой цвет. Симметрия была видна во всём;
  • Дашьяк — кишлак в небольшом удалении от Хивы с северной стороны;
  • Шахимардан — так называлось кладбище у ворот. В этом направлении выносили тела усопших;
  • Тозабаг — юго-западные ворота. Через них пролегал путь к летней резиденции Мухаммада Рахимхана;
  • Шихлар — южная сторона стены, ворота названы в честь махалли. Проход был платным, а вырученные деньги шли в фонд мавзолея Пахлаван-Махмуд;
  • Ангарык — маршрут к летней резиденции Аллакули-хана, который и начал строительство стены. Название получили в честь селения поблизости;
  • Пишканык — восточный вход в город получил своё название от кишлака неподалёку. Но ворота имели и второе название — Кумаска — в честь ближайшего квартала этого кишлака;
  • Хазарасп-Дарваза — дорога вела в Ханку, Янгиарык и Хазарасп. Но решено было называть ворота именно в честь третьего поселения. Имеют смотровые башни, арку с галереей наверху. Внушительный вид им придавал зубчатый верх.

Оборонительная стена была возведена здесь в 1842 году. Набеги туркменских племён сильно докучали Аллакули-хану, регулярно сея смуту в ханстве, и было принято решение отгородиться стеной. Стена была возведена за 3 года, причём хан обязал рабочих 12 дней в году работать бесплатно.

Дишан-Кала — фото 2

Длина стены — более 5 с половиной километров, а высота колеблется в пределах 6-8 метров в зависимости от участка. Глина для строительства, так же, как и для стен Ичан-Калы, добывалась в паре километрах от города — месте, где сейчас находится озеро Говук-куль. Внутренняя и наружная части стены строились из самодельного кирпича. Глина смешивалась с соломой, замачивалась, а когда солома начинала выделять клейкое вещество, кирпичи формовались из этого состава, сушились на солнце и шли в работу.

Не все ворота появились одновременно — они прорубались в стенах по необходимости. Проход через врата стал платным из-за множества караванов, пересекавших Хиву. Кроме того, что караванщики вели торговлю тут, они так же могли остановиться на отдых, пополнить запасы еды, воды или обеспечить уход вьючным животным. Город процветал, оттого и вызывал постоянно завистливые взгляды соседей.

Дишан-Кала — фото 3

Canaan Travel рада открыть красоты Узбекистана путешественникам всего мира. Чудная Хива поразит вас своими древними достопримечательностями, дошедшими до наших дней из глубины веков. Добро пожаловать на волшебный Восток!

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Dishan-Kala

Dishan-Kala — photo 1

Beautiful Khiva, a museum city, has always been divided into two parts: Itchan-Kala and Dishan-Kala. Itchan-Kala is an inner part of the city, located inside Dishan-Kala. And if the inner part has preserved its original appearance in many respects, only a small portion of the outer part has remained, and as for the majestic city gates, only three have survived to this day: Kosh-Darwaza, Khazarasp-Darwaza, and Gandimyan-Darwaza.

The total number of gates in the past was 10. The names of the gates indicated the city with which this road from Khiva is connected:

  • Gandimyan is a small settlement near Khiva. In Soviet times, the gates were demolished, and a cotton cleaning plant was built in their place;
  • Gadaylar is a small mahalla nearby (small gathering of local residents);
  • Kosh-Darwaza is a road to Urgench. The gates’ name was given because of their double structure – “kosh” is translated as “eyebrows”. They are located in the north. They were built at the dawn of the XX century. They have cylindrical towers and a toothed wall on the top. The gates used to be a powerful fortification with personnel premises on both sides of it. The facade had a mosaic ornament on the towers, and the domes were painted blue. Symmetry was visible in everything;
  • Dashyak is a kishlak (village) in a small distance from Khiva on the North;
  • Shakhimardan was the name of the cemetery at the gates. The bodies of the deceased were carried out in this direction;
  • Tozabag are the southwest gates. The way to the summer residence of Khan Muhammad Rahim passed through them;
  • Shikhlar is the south side of the wall; the gates were named after the mahalla. The passage was fee-based, and the raised money went to the fund of the Pahlavan Mahmoud mausoleum;
  • Angaryk is a route to the summer residence of Allakuli Khan, who began construction of the wall. The name was given in honor of the village nearby;
  • Pishkanyk is the eastern entrance to the city which got its name from the kishlak nearby. But the gates also had a second name, Kumaska, in honor of the nearest quarter of this kishlak;
  • As for Khazarasp-Darwaza, the road led to Khanka, Yangiaryk and Khazarasp. But it was decided to name the gates after the third settlement. They have observation towers and an arch with a gallery upstairs. An impressive view was given to them by the toothed top part.

The defensive wall was erected here in 1842. The raiding visits of Turkmen tribes bothered Allakuli Khan heavily, regularly stirring up rebellion in the Khanate, and it was decided to fence off with the wall. The wall was erected in 3 years, and the Khan obliged the workers to work 12 days a year for free.

Dishan-Kala — photo 2

The wall’s length is more than five and a half kilometers, and the height varies between 6-8 meters depending on the site. The clay for the construction, as well as for the walls of Itchan-Kala, was mined a couple of kilometers from the city in the place where the lake Govuk-Kul is now located. The inner and outer parts of the wall were built of handmade bricks. The clay was mixed with straw, soaked, and when the straw began to secrete sticky matter, the bricks were formed from this composition, dried in the sun and then used for construction.

Not all gates appeared simultaneously – they were cut through the walls as needed. Passage through the gates became fee-based because of the many caravans that crossed Khiva. In addition to the fact that the caravaners were trading here, they could also stay to rest, replenish food and water or provide care for pack animals. The city thrived, so it always caused envious views of neighbors.

Dishan-Kala — photo 3

Canaan Travel is happy to open the beauty of Uzbekistan to travelers all over the world. Wonderful Khiva will amaze you with its ancient attractions that have survived from the depths of centuries. Welcome to the magical East!