Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Чильпык-Кала

Чильпык-Кала — фото 1

Чильпык-Кала — один из древнейших зороастрийских памятников в Каракалпакстане. Уже больше 2200 лет (по оценкам историков и археологов) он стоит посреди степи. От Нукуса всего 43 километра, отчего это место довольно популярно среди туристов. Достопримечательность действительно уникальна и необычна. Расположившись прямо у трассы Нукус-Ургенч, холм с башней видится издали. Высота холма небольшая, но, учитывая его расположение на пустынной местности, обзор с него открывается во все стороны. Долина Амударьи как на ладони, а сразу за ней посёлок Кипчак и граница с Туркменистаном. С юго-востока хорошо видно горный хребет Каратау.

Башня молчания — ещё одно название холма Чилпык-Кала. Это древнее место захоронения по традициям зороастризма. Именно на вершине этого холма располагали тела усопших перед захоронением. Спустя время, когда от них оставались лишь кости, всё укладывалось в специальные сосуды оссуарии и закапывалось в землю. По верованиям зороастрийцев, нельзя было осквернять землю разлагающимися телами. Оссуарии были выполнены в виде кувшинообразных сосудов или глиняных сундуков. Чаще всего после размещения в них останков сосуды запечатывались глиной, но бывали и с подобием глиняной крышки.

На вершине холма можно найти множество следов археологических раскопок, ниши, небольшие гроты. Найденные артефакты сегодня хранятся в музее Савицкого в Нукусе и в ташкентских музеях.

Чильпык-Кала — фото 2

В VI веке с приходом арабов в эти земли зороастризм был вытеснен исламом. Башню реконструировали, укрепили. Вторую перестройку она пережила в XX веке, в период расцвета хорезмского ханства. По мнению учёных, башня выполняла роль сигнального маяка, а также оборонительного укрепления.

По территории Каракалпакстана и Хорезмской области расположено ещё несколько подобных строений, только вот все они имеют довольно хорошо сохранившиеся очертания стен крепости, и назначение их предельно ясно. Чильпык-Кала же выполнена в виде опоясывающей вершину холма глиняной стены, которая не имеет чётких крепостных очертаний. Место сохранило свой сакральный вид.

Стена постепенно осыпается, размываемая осадками, в основании стены обнажилась песчаная насыпь, своего рода фундамент или площадка для устойчивого расположения стены. Раньше к вершине вели ступени, вырубленные прямо в грунте. Сегодня же проложена бетонная линия ступеней от самого основания холма. У начала пути туристов ждут две юрты, в которых можно найти отдых от летней жары, утолить жажду или помолиться. Старик-аксакал готов прочесть молитву верующим. На половине пути установлена беседка, в которой могут остановиться и перевести дух пожилые люди.

Чильпык-Кала — фото 3

На вершине сохранились остатки каменной плиты, на которой размещались тела. А чуть выше — геодезическая тренога. Что примечательно, эту треногу облюбовали люди и, словно дерево желаний, сегодня она от основания до вершины покрыта лоскутками ткани, которые привязывают в надежде на то, что сбудется заветная мечта.

Лучшее время для посещения — с утра и до полудня. В это время ещё не так сильно печёт солнце, воздух прохладнее, легче даётся подъём наверх людям со слабым здоровьем. Однако самое живописное время — конец дня. Тогда Амударья в разливе сверкает цветами заката, а равнина приобретает необычный жёлто-оранжевый цвет. Рядом с Чильпык-Кала находится ещё один холм, Каратобе. Интереса он не представляет, но служит неплохим ориентиром для самостоятельных туристов.

Canaan Travel поможет вам посетить удивительные живописные места Узбекистана и сделает всё, чтобы ваше путешествие по этому краю запомнилось надолго.

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Chilpyk-Kala

Chilpyk-Kala — photo 1

Chilpyk-Kala is one of the most ancient Zoroastrian sites in Karakalpakstan. For more than 2,200 years (according to historians and archeologists) it has been standing in the middle of the desert. It is only 43 kilometers away from Nukus and therefore is quite popular among tourists. The place of interest is indeed unique and unusual. Located right next to the Nukus-Urgench highway, the hill with the tower is seen from far way. The hill is not too high, but, considering attraction being located in the barren landscape, the view from it is open in all directions. The valley of Amudarya is spread before your yes, and right behind it there is the settlement of Kipchak and border with Turkmenistan. From the southeast the Karatau mountain ridge is seen well.

The Tower of Silence is another name of the Chilpyk-Kala hill. This is the ancient site of burial according to the Zoroastrian traditions. The bodies of the dead were placed at the top of this hill before being buried. Later, when only bones were left of them, everything was placed into special vessels (ossuaries) and dug into the ground. According to the beliefs of the Zoroastrians, the ground was not to be befouled with decaying bodies. The ossuaries were the jar-like vessels or clay chests. Most often, after the remains were places in the vessels, they were sealed with clay, but some had kind of clay covers.

At the top of the hill there are many tracks of archeological excavations, alcoves and small grottos. The found artifacts are now kept in the museum of Savitsky in Nukus and museums of Tashkent.

Chilpyk-Kala — photo 2

In the 6th century, after the arrival of Arabs to these lands, Zoroastrianism was superseded by Islam. The tower was reconstructed and strengthened. It underwent the second reconstruction in the 20th century, during the period of the Khwarasm Khanate prosperity. According to the scientists, the tower played the role of a code beacon and a defensive fortification.

Some more similar constructions are located within Karakalpakstan and Khwarasm region, but they all have the outline of fortress walls which were preserved quite well, and their purpose is obvious. And Chilpyk-Kala was constructed as a clay wall circling the top of the hill without clear fortress outline. The place kept its sacral image.

The wall slowly devolves, washed out by weather elements. The sand fill at the bottom of the wall (some kind of foundation or site for steady location of the wall) can be seen now. Earlier the stairs cut right out of soil led to the top, and now there is a concrete line of stairs from the very base of the hill. At the beginning of the way two yurts where you can rest after the summer heat, satisfy your thirst or pray wait for tourists. The old Aqsaqal is ready to read a prayer to those of faith. In the middle of the way there is a pavilion where elderly people can stop and catch their breath.

Chilpyk-Kala — photo 3

The remains of the stone slab onto which the bodies were placed stayed at the top, and a little bit higher there is the geodesic tripod. Remarkably, this tripod was taken fancy to, and now it is covered in pieces of fabric from top to bottom like a wishing tree; people tie them to it, hoping that their biggest dreams would come true.

The best time to attend this place is in the morning and until noon. During this time the sun is not as hot, the air is cooler and the ascent is easier for people with weak health. But the most picturesque time is the end of the day, when the Amudarya River glitters with the sunset colors and the plain gains unusual yellowish orange color. Another hill, Karatobe, is located next to Chiplyk-Kala. It is of no interest, but it can be a good orienting point for self-standing tourists.

Canaan Travel will help you visit the marvelous picturesque places of Uzbekistan and will do everything for you to remember the journey across this land for a long time.