Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Ата Дарваза

фасад Ата-Дарваза

На Востоке ворота — это не просто вход, а лицо всего жилища, символ достатка хозяина и его гостеприимства. Традиционно они ставятся первыми при строительстве, даже раньше стен или забора. С древности и до сегодняшнего дня основной задачей ворот является оберегать жилище или крепость от непрошеных гостей.

Хива не стала исключением, ведь в период укрепления города была выстроена стена вокруг города, а с разных сторон было установлено несколько ворот. К сожалению, время не пощадило их — все ворота были разрушены.

В 70-х годах прошлого столетия группа археологов и историков выступила с инициативой восстановления ворот. Были найдены фотографии, датированные XIX веком, по которым и были воссозданы вид и конструкция ворот.

Одни из них — Ата Дарваза, «Отцовские врата». Они встречали путников из Самарканда и Бухары; караваны с товарами, шествовавшие по Великому Шёлковому Пути, непременно проходили дорогой через западные ворота.

Название предположительно имеет довольно простое происхождение — врата считались главными в городе, поэтому и получили гордое звание «отцовских» по аналогии со званием главы семейства. Однако есть и другая версия, гласящая, что название ворота получили от располагавшейся неподалёку от них мечети Шер Мухаммад-ата. К сожалению, мечеть была полностью разрушена и ответить однозначно на вопрос об имени Ата Дарвазы уже не представляется возможным.

По своей конструкции и внешнему виду ворота похожи на своих северных и южных собратьев. В длину ворота насчитывали 10 метров, а в ширину — 4. Такие размеры были нужны, чтобы уместить прямо на входе важные пункты. В таможенном пункте проверялись грузы караванов, собиралась плата за пересечение границы, а в обменном можно было поменять монеты на деньги другого ханства.

Ата-Дарваза

Конструкция стен и башен по обе стороны ворот была укреплена кирпичом и армирована деревянными балками. Над воротами арочные окна, откуда можно было наблюдать за происходящими событиями у входа в город. Зубчатая кромка стены продолжилась и над воротами для соблюдения целостности крепости.

Сегодня ворота Ата Дарваза являются основным входом в город и ведут к самым интересным объектам старой Хивы, например, ханскому дворцу и Кальта-минор. Спустя столетия эта достопримечательность продолжает олицетворять одновременно гостеприимство и силу хорезмского ханства.

Canaan Travel предлагает всем гостям и жителям солнечного Узбекистана посетить это место и украсить свой отдых прикосновением к необычайной истории волшебного Востока. Древний город Хива, признанный ЮНЕСКО всемирным наследием, распахнёт свои объятия перед вами и подарит вам массу непередаваемых ощущений.

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Ata Darwaza

фасад Ата-Дарваза

In the East, the gates are not just an entrance, but the face of the whole dwelling, a symbol of the owner’s prosperity and hospitality. Traditionally, they were constructed first, even before walls or fences. From ancient times to the present day, the main purpose of the gate is to protect the home or fortress from unwelcome guests.

Khiva was no exception because, during the fortification of the city, the wall was built around it, and several gates were installed from different sides. Unfortunately, time did not spare them – all the gates were destroyed.

In the 1970s, a group of archaeologists and historians came forward with the initiative to restore the gate. Photographs dated XIX century were found and used to recreate the appearance and design of the gate.

One of them is Ata Darwaza, “Father’s Gate”. They met travelers from Samarkand and Bukhara, and caravans with goods, walking along the Great Silk Road, certainly passed through the western gates.

The name presumably has a rather simple origin: the gates was considered the main ones in the city. Hence, it received the proud title of “father” by analogy with the head of the family’s title. However, another version says that the name of the gates was given because of the Sher Muhammad-Ata Mosque, which was located nearby. Unfortunately, this attraction was destroyed, and it is no longer possible to answer the question about the name Ata Darwaza definitively. By its design and appearance, the gates are similar to northern and southern counterparts.

The gates were 10 meters long and 4 meters wide. Such a dimensions were needed to place essential points right at the entrance. Caravan cargoes were checked, and border-crossing fees were collected at the customs point, and coins could be exchanged for money from another khanate at the exchange point.

Ата-Дарваза

The construction of walls and towers on both sides of the gates was strengthened with bricks and reinforced with wooden beams. Above the gates, there were arched windows, from where it was possible to watch the events at the entrance to the city. The toothed edge of the wall continued above the gates to maintain the integrity of the fortress.

Today, the Ata Darwaza gates are the main entrance to the city and lead to the most exciting old Khiva objects, such as the Khan’s Palace and Kalta Minor. Centuries later, this landmark continues to embody both the hospitality and strength of the Khorezm Khanate.

Canaan Travel offers all guests and residents of sunny Uzbekistan to visit this place and enrich their vacation with a touch to the magical East’s extraordinary history. The ancient city of Khiva, recognized by UNESCO as world heritage, will open its arms to you and give you many inexpressible sensations.