Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Гончарный дом Алишера Назирова

Гончарный дом Алишера Назирова — фото 1

На участке Ферганской долины между Кокандом и Ферганой расположился город Риштан. Здесь нет таких достопримечательностей, как древние памятники искусства и крепости. Прославлен этот небольшой город своими гончарами. Около тысячи лет назад тут началось производство керамики и до сих пор оно продолжает развиваться и набирать масштабы. Город расположен на одной из множества ветвей Великого Шёлкового Пути, отчего и спрос на керамику был постоянным с самого момента возникновения гончарного дела в этом месте.

Чаще всего, гончарное дело — это дело династии мастеров. Алишер Назиров, мастер керамики, уже семь десятков лет прожил в этом городе. Но в своей семье он стал первым, кто занялся гончарным делом. Ныне уже усто (мастер) Алишер Назиров удостоен диплома ЮНЕСКО и является членом Академии Художеств. Сырьё для изготовления керамических изделий добывается рядом с Риштаном. Красная глина, которая в изобилии присутствует в Ферганской области, идеально подходит для гончарного дела. В гончарном доме Алишера Назирова, следуя традициям, изготавливается голубая керамика. Особый цвет орнаментам и узорам керамики придаёт так называемая техника росписи чор гуль — «четыре цветка».

Для красителей используются только натуральные природные элементы. Синий цвет — это кобальт, окись меди для голубой краски и железо для коричневого цвета. Однако это не единственные ингредиенты красителей. Каждый мастер хранит в секрете свой собственный состав красок, передавая его исключительно избранным ученикам. На фоне белой глазури мастера вручную выводят самые замысловатые узоры от национальных орнаментов до геометрически строгих рисунков, состоящих из мельчайших элементов. Алишер Назиров стажировался у мастера керамики Исодзити Асакуры в Японии, участвовал в международных выставках. Его работы хранятся во множестве крупных музеев Японии, России, Узбекистана. Уникальность каждого изделия поражает.

Ввиду того, что всё делается вручную — начиная с придания формы и заканчивая росписью — невозможно найти двух одинаковых ляганов, пиалушек или керамических плиток. Они все уникальны и по-своему прекрасны. Невозможно остановить свой выбор на чём-то одном или решить, что лучше. Сын Алишера Назирова продолжил гончарное дело отца, превратив его уже в семейную традицию, и вместе с отцом развивает гончарное дело в Риштане, обучая учеников в Школе керамики.

Школа была давней мечтой Алишера Назирова, которая была осуществлена в 2005 году. Ныне в гончарном доме выставлено огромное количество готовых работ мастера, которые постоянно пополняются, привнося новые идеи в гончарное ремесло и вдохновляя учеников на полную самоотдачу выбранному делу.

Canaan Travel рекомендует вам провести свой отдых в Узбекистане, в сердце Великого Шёлкового Пути, и в полной мере насладиться очарованием Востока.

Сайт работает в тестовом режиме / Site in test mode

Alisher Nazirov’s pottery house

Alisher Nazirov's pottery house — photo 1

The city of Rishton is located on the section of the Fergana Valley between Kokand and Fergana. There are no such attractions as ancient monuments of art or fortresses. This small town is famous for its potters. About a thousand years ago, the production of ceramics began here, and to this day, it continues to develop and gain in scale. The city is located on one of the many branches of the Great Silk Road, so the demand for ceramics has been constant since the beginning of pottery in this place.

Most often, pottery is a matter of a dynasty of craftsmen. Alisher Nazirov, a master of ceramics, has been living in this city for seven decades. But in his family, he was the first to engage in pottery. Nowadays, Alisher Nazirov has already been awarded a UNESCO diploma and is a member of the Academy of Arts. Raw materials for ceramic products are extracted near Rishton. Red clay, which is abundant in the Fergana region, is ideal for pottery. In Alisher Nazirov’s pottery house, blue ceramics are made according to the traditions. A unique color to the ornaments and patterns of ceramics is given by the painting technique called “Chor Gul” – “Four Flowers”.

Only natural elements are used for dyes. The blue color is achieved due to the use of cobalt, copper oxide is used for blue paint, and iron is used for brown color. However, these are not the only ingredients of the dyes. Each craftsman keeps his own color composition secret, passing it exclusively to selected students. Against the white glaze background, the craftsmen manually draw the most intricate patterns, from national ornaments to geometrically rigorous drawings, consisting of the smallest elements. Alisher Nazirov interned with ceramics master Isojichi Asakura in Japan and participated in international exhibitions. His works are kept in many major museums in Japan, Russia, and Uzbekistan. The uniqueness of each product is amazing.

Since everything is done manually, from shaping to painting, it is impossible to find two identical plates, bowls, or ceramic tiles. They are all unique and beautiful in their own way. It is impossible to choose one thing or decide what is better. Alisher Nazirov’s son continued his father’s pottery, turning it into a family tradition, and together with his father is developing pottery in Rishton and trains students at the School of Ceramics.

The school was Alisher Nazirov’s old dream, which was fulfilled in 2005. There are many ready-made works of the craftsman in the pottery house, which are regularly updated, bringing new ideas to the pottery craft and inspiring students to devote themselves to the chosen business fully.

Canaan Travel recommends you to visit Uzbekistan, the heart of the Great Silk Road, and fully enjoy the charm of the East.